Легенды Ле-Мана. Ford GT 40 - убийца Ferrari.
Ле-Ман – престижнейшее соревнование на выносливость. Гоночные болиды нарезают круги по треку «Сарта» 24 часа подряд почти без остановок. В начале 60-х здесь правят бал Ferrari, итальянские автомобили становятся победителями от года к году.
Но рискованно связываться с Генри Фордом Вторым. Энцо Феррари почувствовал это на своей шкуре после того, как переговоры об объединении Ferrari и Ford внезапно провалились. Весной 1963 г. Форд узнал через европейского посредника, что Энцо Феррари интересуется Ford Motor Company, чтоб продать ей своё производство. Форд потратил несколько миллионов долларов на ревизию фабричных активов Ferrari и юридические переговоры, но Феррари в одностороннем порядке прервал переговоры на последней стадии. «Мы надерем им задницу, – кричал Форд-младший своим советникам, когда обнаружил это обстоятельство. – Мы их обойдем!»
С этого и началось одно из самых ожесточенных противостояний в автоспорте. Генри Форд II в гневе направляет своё гоночное подразделение на поиски компании, которая смогла бы обвести Ferrari вокруг пальца на мировой гонке на выносливость. Конструкторам и инженерам американского автогиганта поставлена неосуществимая задача: создать автомобиль, способный оставить позади непобедимых «красных жеребцов» Ле-Мана. Результатом стал Ford GT40.
В основе среднемоторного купе лежит стальной-монокок/ Прототип Ford GT40, 1963 год
Среднемоторная компоновка тогда ещё была в новинку, но её преимущества уже были известны. Новый автомобиль должен был иметь двигатель за сиденьями, а такого опыта у Форда не было. Для создания платформы был приглашён Эрик Бродли из Lola Cars. На первых опытных образцах устанавливался двигатель объёмом 4,2 литра с отдачей в 350 лошадей. Прототип имел название Ford GT 101. Позже оно изменилось на GT 40, где за цифрой скрыта высота кузова в 40 дюймов.
Участие в гонках 1964 года на трассе Нюрнбургринг выявило слабые места болида. В самом начале вышла из строя подвеска. Работа над ошибками была доверена Кэрролу Шелби. Он не стал мелочиться и заменил мотор, поставив огромный агрегат объёмом в 7 литров. С ним мощность превысила 450 лошадиных сил. Автомобиль набирал первую сотню за низкие пять секунд, а максимальная скорость превысила значительную отметку в 200 миль/час. В 1965 GT 40 одержал победу на гонках в Дейтоне.
Но главный триумф был впереди. Первая победа в Ле-Мане случилась в 1966 году. GT40 оторвался от всех настолько, что три лидирующих оранжево-голубых автомобиля Ford финишировали бок о бок. «Мы больше не собираемся покупать Ferrari,» – сказал надменно Генри Второй после гонки. И это было только началом. Его Ford GT 40 занимал первое место в 1967, 1968 и 1969 годах, на четыре года став бессменным лидером сложнейшего соревнования, Ferrari же с тех пор никогда не выигрывали.
Технические решения при создании автомобиля послужили хорошим подспорьем при разработке будущих моделей, таких как Ford Focus.
Ford GT 40 был феноменальным автомобилем не только в техническом плане. Его дизайн опередил своё время на полвека. В 2005 году он возродился в модели Ford GT. Внешний вид почти не претерпел изменений, неискушённые автолюбители могут даже не отличить его от прародителя. Этот автомобиль с 550-сильным V8 – чисто дорожный, хотя несколько Ford GT все же доработали для участия в гонках.
Впрочем, в Ford не забывают о знаменитом прошлом, и на старт Ле-Мана-2016 вышел полностью новый GT с 3,5-литровым 600-сильным турбомотором. Возвращение оказалось успешным: аккурат к полувековому юбилею первой победы Ford GT40 он занял первое место в своем классе.
На счету легендарного автомобиля есть еще один рекорд. Ford GT40 1968 года выпуска, который использовался на съемках гоночной эпопеи «Ле-Ман», стал самым дорогим автомобилем в истории США - он был продан за 11 миллионов долларов.
Читайте также: История гонки 24 часа Ле-Мана, История команды Gulf Racing.